Земля  КРЫМ
Там русский дух...
там Русью пахнет!

И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.
A.C.Пушкин
Карта сайта
ПАМЯТНИКИ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ КРЫМА
Православные святыни Крыма
Пещерные города и монастыри Крыма
ВИНОДЕЛИЕ КРЫМА
ИНКЕРМАН
Коктебель
Массандра
Новый Свет
Солнечная Долина
ЛЕГЕНДЫ И МИФЫ КРЫМА
Часть 1
Часть 2
Часть 3
Кохтебельские легенды
Кадык-койские легенды
Татарские поверья
Отузские легенды
Ялы-богазские легенды
Туклукские предания
Козские легенды
Судакские легенды
Кизильташские предания
Старо-Крымские легенды
Джанкойские легенды
Карадагские легенды
Керченские легенды
Феодосийские легенды
Таракташские легенды
Алуштинские легеннды
оглавление >>  
 
Санкт-Петербургский пансионат
ИМЕНИЕ
ГРАФА УСТИНОВА
Элитный отдых в Крыму
в гостях у его сиятельства
Имение графа Устинова

Дачный отдых в крымском имении
Непринуждённый и романтический отдых
Описание номеров
Стоимость размещениия
 
    Земля КРЫМ >>  Легенды и мифы Крыма >>  Часть 3 >>  СОЛДАТКИН МОСТ ( Старо-Крымская легенда )
Легенды и мифы Крыма
СОЛДАТКИН МОСТ ( Старо-Крымская легенда )

Краткое содержание легенды.

В легенде рассказана
история, произошедшая
в Крыму, в Старом Крыму.
Ушел солдат на войну,
осталась солдатка одна.
Согрешила она с
цыганом-кузнецом.
Родилась у нее дочь.
А волосы у дочери
оказались светлыми.
Не признал цыган дочь
и утопил ее некрещеную
под мостом в реке.
Прошло время.
Умерла солдатка.
Погиб цыган.
А душа их некрещеной
дочери стала являться
людам на мосту в
пасхальную ночь.
Никто не решался
похристосоваться
с нею.
Но вернулаяь с
чужбины душа солдата.
Похристосовалась с
душой девушки.
И успокаились оба
на веки.


Полный текст легенды.

Теперь пройти ночью не страшно, кругом всё застроёно.
А раньше был пустырь и над обрывом стояла кузня,
а в кузне жил цыган-кузнец.

Бил молотом кузнец по наковальне, летели в стороны искры.
Скалил зубы цыган, хохотал.

— Хватить по голове, мозги, как искры, разлетятся.

— А, чтоб тебе! — говорили люди и избегали без надобности
ходить к кузнецу.

Недалеко жила молодая солдатка. Муж ушёл на войну в Туретчину,
и два года не было вести о нём.

— Верно, убили, а не то — так просто помер.

Приглянулась солдатка цыгану, стал он к ней захаживать.
Когда орехов, когда чего другого носил.

Уклонялась солдатка от ласки и не хотела,
чтобы цыган вовсе перестал к ней ходить.

Вертелась, вертелась и забеременела.

— Что будем делать, если солдат вернётся? — боялась солдатка.

А цыган хохотал:

— Ребёнка под мост — и концы в воду. Чего, дура, робеешь.

И пришло время родить. Мучилась, мучилась солдатка и родила девочку.

Беленькую, не на цыгана, на солдата похожую.

— Не моя дочь, — верно, с кем блудила.

Толкнул женщину ногой и унёс девочку к мосту;
привязал к ней камень и швырнул в место поглубже.

И ударили в это время в ночной пасхальный колокол.

Вскрикнуло дитя и замолкло.

— Куда ты дел девочку, — допытывалась солдатка. — Хоть
бы покрестили её, нехристь ты этакий!

— Покрестил сам её, — хохотал злее прежнего цыган.

Недолго пожила солдатка и умерла; все хотела позвать
свою доченьку, но не знала, как позвать, потому
что не было у неё христианского имени.

Прошло много лет. Из молодого цыган старым стал,
и таким неприятным, что не дай Бог на ночь встретится.
Не заснешь потом.

В народе дурно говорили о нём. Было много обид всяких.
И один парень не стерпел, хватил его молотом по голове
и разлетелись мозги, как искры от наковальни.

А вскоре развалилась и цыганская кузница.

Судили парня и засадили в острог. Но в ночь под Пасху
зазевался надзиратель, и убежал парень из острога.

Убежал и спрятался под мост.

Искали — не нашли.

— Убежал, видно, в горы.

Лежит парень под мостом и слышит, как ударил пасхальный колокол.

Перекрестился парень.

— Христос воскресе!

И почудилось ему, будто из тины за мостом кто-то ответил:

— Во истину.

Примолкнул парень, боялся шевельнуться. Стих ветер,
выглянула из-за туч луна, осветила местность.

И увидел парень, как вместе с туманом поднялась
от ручья девушка в белом и потянулась к нему.

— Кузнецова дочь я. Имени нет у меня, потому что некрещеной
бросили. Мучаюсь я. Похристосуйся со мной, и умру
я тогда христианкой. Так сказано мне.

Поднялись у парня волосы дыбом, и бросился он бежать от моста.
И сколько времени бежал — не помнил, и куда бежал — не соображал.

Очнулся в острожной больнице, рассказал всё,
что случилось с ним. Только никто не поверил,
а за побег дали ему сто плетей.

Однако, хоть и не поверили, всё же стали говорить
один другому о некрещёной дочери солдатской,
и под следующую Пасху никто не пошёл через мост.

Разговелся острожный надзиратель и стал хвастать,
что пойдёт на мост и ничего с ним не случится.

И пошёл.

Идёт, а у самого сердце бьется. Кто шёл позади — поотстал,
а впереди собака воет, и пасхальный звон похоронным кажется.

Стал подходить к мосту; не мост, а снежная белизна.

Присмотрелся и видит — красавица стоит, волосы длинные распущены.

Стоит в одной рубахе, дрожит, руки вперед простирает.

— Пошли, говорит, ко мне такого, чтобы ещё ни с кем не
похристосовался. Похристосуется со мной, помру христианкой,
и мать на место в гробу ляжет.

Не слушал дальше надзиратель, убежал к себе
в острог и со страха запер сам себя в одиночную.

И с тех пор стало всем известно, что каждый год
в пасхальную полночь ищет девушка у моста,
чтобы кто-нибудь похристосовался с нею, с первой.
И не может найти такого храброго, чтобы не побоялся
спасти её, хотя бы пришлось самому умереть.

Застроился город; кругом моста выросли дома.
Живут в них новые люди и не знают, что случилось некогда у моста.

Только одна старуха помнит, как рассказывала ей
о несчастной солдатской дочке бабка её и будто бы,
рассказывая, добавляла:

— Всё же дождалась несчастненькая. Вернулась
с чужбины душа солдатская, возвратился старый солдат
взглянуть на свои родные места. Под Пасху,
в самую полночь вступил он на мост.

Бросилась к нему девушка и рассказала всё.

Не смутилась душа солдатская. Храбрость с жалостью в ней вместе жила.

— Христос воскресе!

И трижды похристосовался солдат с дочкой солдатской.
И успокоились оба навеки.




Пояснения к легенде.

-


Печатается по изданию: «Легенды Крыма», Н. Маркс. Выпуск третий. Одесса., 1917.



ЛЕГЕНДЫ И МИФЫ КРЫМА
Часть 1

Часть 2

Часть 3



Кохтебельские легенды

Кадык-койские легенды

Татарские поверья

Отузские легенды

Ялы-богазские легенды

Туклукские предания

Козские легенды

Судакские легенды

Кизильташские предания

Старо-Крымские легенды

Джанкойские легенды

Карадагские легенды

Керченские легенды

Феодосийские легенды

Таракташские легенды

Алуштинские легеннды

Земля КРЫМ
ЩЕЛКИНО

КЕРЧЬ

ГЕРОЕВСКОЕ

ПРИМОРСКИЙ

ФЕОДОСИЯ

ОРДЖОНИКИДЗЕ

КОКТЕБЕЛЬ

КУРОРТНОЕ

ЩЕБЕТОВКА

СОЛНЕЧНАЯ ДОЛИНА

СУДАК

НОВЫЙ СВЕТ

МОРСКОЕ

ВОРОН

АЛУШТА

ПАРТЕНИТ

ГУРЗУФ

ОТРАДНОЕ

МАССАНДРА

ЯЛТА

ЛИВАДИЯ

ОРЕАНДА

КУРПАТЫ

ГАСПРА

КАРЕИЗ

АЛУПКА

СИМЕИЗ

КАЦИВЕЛИ

ПОНИЗОВКА

БЕРЕГОВОЕ

САНАТОРНОЕ

ФОРОС

СЕВАСТОПОЛЬ

КАЧА

НИКОЛАЕВКА

НОВОФЕДОРОВКА

САКИ

ЕВПАТОРИЯ

ЗАОЗЕРНОЕ

МИРНЫЙ

ЧЕРНОМОРСКОЕ

КРАСНОПЕРЕКОПСК

--------------------------------
ДЖАНКОЙ

СИМФЕРОПОЛЬ

БАХЧИСАРАЙ

СТАРЫЙ КРЫМ

ОКТЯБРЬСКОЕ

ПЕРВОМАЙСКОЕ

НОВОСЕЛОВСКОЕ

БЕЛОГОРСК

ЛЕНИНО

БАГЕРОВО

ГРУШЕВКА

КУРСКОЕ

ЗЕМЛЯНИЧНОЕ

ДАЧНОЕ

ВЕСЁЛОЕ

--------------------------------
ADVERTISING / РЕКЛАМА


Rambler's Top100