Начало христианству в Крыму было положено с первого века нашей эры.
Святой апостол Андрей Первозванный, один из двенадцати учеников Иисуса Христа,
привнес в землю Тавриды благую весть о Спасителе и просветил ее жителей
о евангельском законе жизни, о любви к Богу, о каждом человеке как образе божьем,
независимо, где он проживает, в какой земле, о спасении души, о покаянии.
Составитель жития апостола Андрея Епифаний пишет: "Из Боспора
Андрей Первозванный прибыл в Феодосию, город многолюдный и образованный,
в котором царем был Савромат. Уверовали здесь немногие. Оставив их,
апостол отправился в Херсонес".
"Святой апостол Андрей Первозванный, окончивший апостольские труды свои
крестною смертью 30 ноября 80 года в Ахайских Патрах, несомненно,
проповедовал в Крыму, в нынешних городах Керчи и Феодосии и в древнем
Херсонесе Таврическом.
Святой Климент Римский, сосланный в Инкерманские каменоломни, нашел там
более 2-ч тысяч христиан. Эти христиане могли быть крымскими учениками
апостола Андрея Первозванного.
Древние писатели Ориген, Ипполит также свидетельствуют, в каких
городах Тавриды проповедовал слово Божье Андрей Первозванный, как росла
и умножалась православная вера в Крыму. Достоверные свидетели тому -
остатки многочисленных древних христианских храмов в Херсонесе,
Инкермане, Керчи, Феодосии.
Андрей Первозванный принес слово Божье и на берега Днепра, в г.Киев,
затем вернулся в Малую Азию, где в Греции основал церковь.
Здесь святой апостол был схвачен язычниками и распят в городе
Патра на кресте в виде буквы Х.
Преподобный Нестор в Лаврентьевской летописи свидетельствует,
что с благословения первого ученика Иисуса Христа Андрея Первозванного
было положено начало зарождению на Российской земле православной
христианской веры. Продолжил это святое дело, последовавший за
ним спустя 30 лет, епископ Климент.
26 июня 2006 года в Феодосии был торжественно открыт и освящен
памятник святому апостолу Андрею Первозванному.
В деле проповеди слова Божьего среди славян, пробуждения и
становления их национального самосознания особое место
занимают два брата, монахи, равноапостольные Кирилл и Мефодий.
Братья дали славянам алфавил, заложили основы славянской
письменности. Святые Кирилл и Мефодий благословили крымскую
землю своим посещением и трудами в середине IX века.
"Из Корсуни святые Кирилл и Мефодий прошди сухопутным путем
вдоль черноморского побережья Тавриды, сели на корабль и
отплыли к Кавказским горам". (Князев А.С. "Святые Кирилл и Мефодий
просветители славян", стр.44).
О постепенной Христианизации Тавриды свидетельствуют обнаруженные
археологами в середине IX века изображения крестов, характерные
для периода зарождения христианства (Феодосия, Судак, Керчь),
росписи погребальных сооружений, надписи на керамике, плитовые
могильники, рельефы с раннехристианскими сюжетами. IV-V век
н.э. ознаменовались новым расцветом христианства. В Херсонесе
строятся базилики, крестообразные и крестово-купольные храмы,
крестильни.
Исследователи истории христианства в Крыму (Г. Струков, Ю. Катунин и др.)
отмечают 7 основных периодов его развития: первый - с I века н.э. до
VII- начала VIII века, второй - с VII века по 1475 год, третий - с
1475 года по 1778 год, четвертый - с 1778 года по 1859 год, пятый -
с 1859 г. - до начала 20-х годов XX века, шестой - с начала 20-х
годов до конца 80-х годов XX века, седьмой - с конца 80-х годов
XX века по настоящее время. и с большим успехом несли в народ
учение Христа.
Наиболее бурное развитие, расцвет христианства в Крыму начинается в
VII-VIII веках, когда часть христиан бежала от преследования
иконоборческих властей Византии в Центральную часть Тавриды.
Они создавали многочисленные пещерные храмы
В середине IX века происходит дальнейшее укрепление позиций
христианства в Крыму в связи с процессом развития феодальных
отношений в экономической и социальной жизни.
К IX-X векам Херсонес стал связующим звеном между Византией и Киевской
Русью и сыграл немаловажную роль во введении христианства, ставшего
официальной религией Руси.
В Крыму создаются пять самостоятельных православных епархий
(церконо-административных округов во главе с архиепископом):
Херсонская с IV века, Боспорская с IV века, Готско-Кефейская с VIII
века, Фулльская с IX века. Дольше всех просуществовала Кефейская епархия
в юго-восточном Крыму, до 1800 года.
Готская и Сугдейская епархии стали знаменитыми благодаря именам
своих святителей, защитников чистоты христианства Иоанна Готского
и Стефана Сурожского.
Процесс распространения христианства на Руси нашел отражение в
таких историко-литературных памятниках того времени как "Повесть
временных лет" 1113 года, "Слово о законе и благодати" - первого
русского митрополита Иллариона (X век), "Описание российских святых"
(XVII век).
Шдо время, укреплялось христианство, возводились замечательные
православные храмы, однако много бедствий пришлось испытать крамским
христианам в 1475 году после захвата турками Крыма. Но ни ярость
язычников, ни натиск мусульман не смогли уничтожить на полуострове
православия. В это тяжелое время близ бахчисарая существовал пещерный
христианский монастырь Успения Божьей Матери, который стал родником
и надеждой на духовное процветание.
В 1783 году Крым был присоединен к России, начала возрождаться
православная вера, восстанавливаться и строится новые храмы.
Еще активнее развивается христианство в Крыму, строятся новые церкви и соборы,
открываются сотни новых приходов, благочинные округа с 1859 года,
когда была учреждена Таврическая епархия. Церковь ведет активную борьбу
с различными сектами, духовными отщепенцами и значительно усиливается духовное
влияние на жизнь населения.
С начала 20-х годов XX столетия и до середины 80-х годов
идет период гонения на православную церковь, были ликвидированы
все монастыри, закрыты и разрушены большинство храмов.
Новый этап возрождения православия в Крыму начинается со второй
половины 80-х годов, восстанавливаются разрушенные и закрытые
монастыри: Свято-Успенский, Свято-Георгиевский, Свято-Климентьевский,
Космо-Дамиановский, Свято-Троице-Параскевский, церкви и соборы в
Симферополе, Ялте, Феодосии и др. городах и селах полуострова.
В настоящее время Симферопольская и Крымская епархия успешно
решает многие вопросы духовной жизни крымчан - церковно-административного
управления, строительства новых храмов и реконструкций, обновления древних.
|