Краткое содержание легенды.
Легенда рассказывает о Юсуфе,
который жил в Крыму,
в городе Солгате
(ныне Старый Крым).
Был Юсуф беден.
Попросил Юсуф у ангела богатста,
что-бы построить новую мечеть.
Дал ангел богатство Юсуфу.
Построил Юсуф самую красивую
в Крыму мечеть - Мюск-джами.
После постройки мечети
отказался Юсуф от богатства
и власти.
Прожил Юсуф
остаток жизни бедняком.
Народ забыл ханов и беков,
но не забыл Юсуфа.
Полный текст легенды.
Когда пройдёт дождь, старокрымские татары идут к развалинам
Мюск-джами, чтобы вдохнуть аромат мускуса и потолковать
о прошлом. Вспомнить Юсуфа, который построил мечеть.
Когда жил Юсуф? Кто знает когда. Может быть, ещё когда
Эски-Крым назывался Солгатом.
Тогда по городу всюду били фонтаны, по улицам двигались
длинные караваны, и сто гостиниц открывали ворота проезжим.
Тогда богатые важно ходили по базару, а бедные низко им
кланялись и с благодарностью ловили брошенную монету.
— Алла-разы-олсун, ага.
Но был один, который не наклонялся поднять брошенного
и гордо держал голову, хотя и был носильщиком тяжестей.
Мозоли на руках не грязнят души.
Да будет благословенно имя Аллаха!
Носильщик Юсуф не боялся говорить правду богатым и бедным,
все равно.
Ибо время — решето, через него пройдет и бедность и богатство.
— Богатые, — говорил Юсуф, — у вас дворцы и золото,
товары и стада, но совесть украл кто-то.
Нет сердца для бедных; разрушается мечеть,
скоро рухнет свод. Отдайте часть.
— Пэк-эй, так, так, — думали про себя бедняки,
но богатые сердились.
— Ты кто, чтобы учить? Посмотрели бы, если бы был богат.
Покатилась слеза из глаз Юсуфа, и взглянул он на небо.
Плыл по небу Божий ангел.
И сказал Юсуф ангелу:
— Хочу иметь много золота, чтобы построить новую мечеть;
и чтобы помочь тому, кто в нужде, хочу быть богаче всех.
Унёс ангел мысль сердца Юсуфа выше звёзд,
выше света унёс. А люди, злые люди хотели бросить его
в пропасть в Аргамышском лесу. Много костей человеческих
там на дне, если только есть дно.
И поспешил уйти от них Юсуф на площадь.
На площади остановился караван, потому что умер внезапно
погонщик верблюда, и нужно было заменить его.
— Может быть, ты сможешь погонять верблюда, — спросил
хозяин каравана.
— Может быть, смогу, — ответил Юсуф и нанялся погонщиком.
И ушёл с караваном за Индол, на Инд.
Кто не слыхал об этой стране!
В камнях там родится лучистый алмаз;
на дне моря живёт драгоценный жемчуг;
из снежных гор везут ткань легче паутины,
и корни трав пьют из земли аромат и отраву.
Много лет провёл Юсуф в этой стране;
спускался с гор в долины и поднимался опять в горы.
Благословил ангел пути его, росло богатство хозяина,
но Юсуф оставался бедняком.
Когда к руке не липнет грязь, не прилипает и золото.
Удивлялся хозяин: — Где найти такого?
Один раз привёз Юсуф хозяину мешок алмазов,
каких никогда не видал хозяин. И не взял себе ни одного.
Подумал тогда хозяин о своём сыне,
от которого знал только обман, и сказал близким:
— Вы слышите, если умру, Юсуфу, а не сыну — моё богатство.
И вскоре умер.
Так бывает. Сегодня жив, а завтра умер;
вчера не было, сегодня пришло.
И стал Юсуф богаче всех купцов своего города.
Была пятница, когда его караван приблизился к Солгату.
Тысяча верблюдов шло один за другим.
И никто не подумал, что это караван Юсуфа.
Не узнали его, когда подошёл к мечети.
Не догадались, когда сказал:
— Вот упал свод.
Молчали.
— Иногда молчишь, когда думаешь, когда стыдно
станет — тоже молчишь.
Так подумал Юсуф и сказал:
— Не отдадим ли части богатства?
Закричали солгатские беки:
— Если имеешь, отдай!
Усмехнулся Юсуф.
— Юсуф обещал сделать так.
Тогда подумали — не он ли Юсуф.
— Бывают чудеса.
А на другой день сотни рабочих пришли на площадь,
где была мечеть, чтобы сломать старые стены.
— Прислал Юсуф-ага.
И по слову Юсуфа стали подвозить со всех сторон
молочный камень, слоновую кость, золотую черепицу.
— Такой мечети не было в Крыму, — говорили в народе
и называли Юсуфа отцом праведных, узнав, что по заказу
его пришёл в Кафу корабль с мускусом, и приказал он
бросать ароматный порошок в кладку стен новой мечети.
— Чтобы, когда пройдет дождь, с паром от земли
поднималось к небу и благовоние от подножья Мюск-джами.
Прошло две зимы, и к празднику жертв была готова мечеть.
К небу шли белые башни минаретов, сверкали золотом
скаты крыш, порфировые пояса бежали по сводам.
— Абдул-гази Юсуф, Юсуф отец праведных,
иди принести первую жертву!
Заклал Юсуф жертвенного барана и отдал беднейшему
носильщику.
— Таким был Юсуф, когда просил ангела о богатстве,
чтобы построить мечеть.
И взглянул Юсуф на небо. Плыло светлое облако и,
остановившись над мечетью, осыпало землю бриллиантовым дождём.
Тогда благовоние мускуса поднялось от подножья мечети.
И упал народ перед Юсуфом на колени.
— Юсуф, ты достоин быть повелителем Солгата.
Но Юсуф покачал головой.
— Власть — пропасть между людьми.
И остался навсегда с бедными, потому что,
раздав всё, стал сам опять бедняком.
Но народ забыл ханов и беков, и не забыл Юсуфа.
И когда после дождя старокрымские татары
собираются к развалинам Мюск-джами,
чтобы вдохнуть в себя аромат мускуса,
всегда вспоминают праведного Юсуфа.
Пояснения к легенде.
Развалины мускусной мечети сохранились.
Они образуют параллелограмм, свод над которым
поддерживался столбами по три с каждой стороны.
Вокруг мечети ещё в 60-х годах прошлого столетия
были видны красивые, местами с позолотой, арабески.
Надвходная надпись говорит: «Да будет благодарение
Всевышнему за руководство на путь истины и милость
Божия на Мухамете и его преемниках.
Строитель сей мечети, в дни царствования великого
хана Мухамета-Узбе-ка, (да будет владычество
его вечно) смиренный раб, нуждающийся в милости Божьей,
Абдул-Гази-Юсуф, сын Ибрагима Узбекова, 714 гиджри» (1314 г.).
Золотоордынский хан Узбек (1313–1342 гг.),
по свидетельству арабских писателей, проявил особую
ревность в утверждении мусульманства в его владениях.
Сам Узбек хан не жил в Солгате (Старый Крым)
и лишь наезжал туда.
С именем Юсуфа, помимо настоящей легенды, в народной
памяти сохранилось предание об основании самого Солгата.
Крымский историк Сеид-Мухамед-Риза в своём сочинении
«Семь планет в известиях о царях татарских» рассказывает:
«В прежнее время местность, на которой расположен город,
принадлежала к Кафской пристани (Феодосийской),
служа сборным пунктом для купцов персидских и франкских,
привозивших сюда разные европейские и азиатские товары,
которыми наполнялись и пестрели шалаши,
палатки, деревянные дома и саманные мазанки.
Благодаря превосходному климату и чудному воздуху,
население и постройки быстро умножились и мало-помалу
возник к югу от Кафы, при подошве высокой горы Аргамыш,
целый город, обнесенный ради безопасности крепостной
стеной и названный Солгагом.
В ту пору один богатый купец предпринял постройку
большой мечети и, из усердия к Богу,
к материальным затратам присоединил и личный труд.
Одетый в старое платье, он вместе с рабочими
таскал глину. Вдруг проезжает мимо купец
с двадцатью вьюками мускуса.
Строитель мечети полюбопытствовал узнать,
что за товар везут. Торговец поглядел на грязную
рабочую одежду его, презрительно ответил:
«подходящего для тебя товара нет».
Смущённый таким ответом торговца, строитель заплатил
тотчас же стоимость муксуса и велел свалить его
в размешанную глину, сказав рабочим:
«сал (сваливай), кат (меси)».
Оттого и самый город назвали Салкатом».
Об этом древнем Солкате Jos. de Guignes в своей
Histofre generate de Huns ets (p.343) говорит:
«Всадник едва мог объехать его на добром коне в полдня.
Было много зданий, достойных удивления,
особенно высших училищ, где преподавались всякие науки.
Караваны из Хореэми (Хивы) безопасно проходили в Крым,
употребляя на путь три месяца.
Жители наживали торговлей огромные богатства,
но по скупости, заполняя золотом сундуки,
ничего не уделяли беднякам».
Мускус — ароматичный, коричневого цвета порошок,
добываемый из мускусной крысы (Азия) и Гималайского оленя,
самца, под брюхом которого имеется мешочек с этим веществом.
Мускус, оцениваемый теперь от 960 рублей до 1280 рублей
за килограмм, считался в древности драгоценнейшим
препаратом, благодаря его целебным свойствам,
в особенности для облегчения страдания рожениц.
Может быть, в связи с этим мускус приобрел
литургическое значение. Папы до начала XVI века,
вступая во владение Латеранским дворцом,
получали в дар кошелёк с двенадцатью драгоценными
камнями и мускусом, который считался символом
добродетели и милосердия к бедным.
В свою очередь папы, выражая особенное благоволение
царственным особам, дарили золотую розу с мускусом.
Как говорит Н. В. Чарыков в своём известном труде
о Павле Минезии, в 1675 г. был дан указ сибирскому
приказу о посылке в Рим к аббату Скарлату 3 ф.
мускусу доброго, в вознаграждение за собрание
сведений по описанию святынь Рима (260, 681 ст.).
Судя по нашей легенде о Мускусной мечети в Солгате,
литургическое значение мускуса было не чуждо
миру мусульманскому. По словам татар, стены Мускусной
мечети и теперь после дождя издают аромат.
Аргамыш — горный хребет верст 8 в длину;
на одной из вершин его имеется провал,
схожий с жерлом вулкана, не более сажени в поперечнике.
Местный пристав Н. М. Яворский опускал веревку в
50 саженей длины, но не достал дна, а, по словам
старокрымцев, если бросить просо, то оно выйдет
в прудах Шубаша, за несколько верст от города.
По преданию, в этот провал сбрасывали преступников.
Индель — путь в Индию.
Верблюд завезён в Крым татарами из средней Азии.
Это нежное животное, после эмиграции степных татар,
стало быстро исчезать в Крыму.
Ама-разы-ол-сун — благодарю.
Настоящую легенду рассказывал мне старокрымский мулла.
Печатается по изданию: «Легенды Крыма», Н. Маркс. Выпуск второй. М., 1915.
|