Краткое содержание легенды.
В легенде рассказана история
о том, как пропал могущественный
правитель Крыма Арслан-Гирей.
Арслан-Гирей жил в Крыму, в
городе Солгат
(нене Старый Крым).
Пошел Арслан-Гирей искать
золото, а нашел женщину.
И все равно пропал.
Золото и женщина - две гибели, которые ждут
человека, когда в дело вмешается Шайтан
Полный текст легенды.
Золото и женщина - две гибели, которые ждут
человека, когда в дело вмешается Шайтан.
Если высохла душа, дряблым стало тело - тогда золото.
Если кипит еще кровь, и не погас огонь во взоре - тогда женщина.
Шайтан знает, как кому угодить, чтобы потом лучше посмеяться.
* * *
Казалось, не было на земле хана умнее солгатского;
казалось, могущественный Арслан-Гирей имел все,
чтобы быть довольным. Сто три жены и двести наложниц,
дворец из мрамора и порфира, сады и кофейни,
бесчисленные табуны лошадей и отары овец.
Чего еще было желать?
Казалось так.
Но по ночам приходил к Гирею кто-то и тревожил его мысль.
- Все есть, только мало золота.
- Откуда взять много золота, - спрашивал сам себя Гирей.
И не спал до утра.
И вот раз, когда пришли к нему беки,
велел им созвать мудрецов со всего ханства.
Не знали беки - для чего, и каждый привел
своего приятеля, хотя бы он и не был мудрецом.
- Средство хочу, - объявил хан, - чтобы камень
золотом становился.
Подумали беки и мудрецы: - Помешался хан;
если бы можно было так сделать, давно бы люди сделали.
Однако сказали: - Воля падишаха священна. Дай срок.
Через неделю попросили: - Если можешь, подожди.
А через две, когда открыли рот,
чтобы просить нового срока,
хан их прогнал.
Умный был хан.
- Пойду сам поискать в народе мудреца, - решил он.
Беки отговаривали: - Не следует хану ходить в народ.
Мало ли что может случиться. Может услыхать хан такое,
чего не должно слышать благородное ухо.
- Все же пойду.
Оделся дервишем и пошел.
Правду сказали беки. Много обидного услышал
Гирей и о себе и о беках, пока бродил по солгатским
базарам и кофейням. Говорили и о последней его затее:
- Помешался хан, из камня золото захотел сделать.
А иные добавляли: - Позвал бы нашего
Кямил - джинджи, может быть, что и вышло.
- А где живет Кямил - джинджи?
И хан пошел к колдуну; рассказал ему, чего хочет.
Долго молчал джинджи.
- Ну, что же?
- Трудно будет... Если все сделаешь, как скажу,
может, что и выйдет.
- Сделаю.
И хан поклялся великой клятвою: - Да ослабеют
все три печени, если не сделаю так.
И повторил: - Учь талак бош олсун.
Тогда сели в арбу и поехали. Восемь дней ехали.
На девятый подъехали к Керченской горе.
- Теперь пойдем.
Шли в гору, пока не стала расти тень.
А когда остановились, джинджи начал читать заклинание.
На девятом слове открылся камень и покатился в глубину,
а за ним две змеи, шипя, ушли в подземный ход.
Светилась чешуя змей лунным светом, и увидел хан
по стенам подземелья нагих людей, пляшущих козлиный танец.
- Теперь уже близко. Повторяй за мной: Хел-хала-хал.
И как только хан повторил эти слова, упали впереди
железные ворота, и хан вошел в другой мир.
Раздвинулись стены подземелья, бриллиантами заискрились
серебряные потолки.
Стоял хан на груде червонцев, и целые тучи их неслись мимо него.
Поднялся из земли золотой камень;
кругом зажглись рубиновые огни,
и среди них хан увидел девушку,
которая лежала на листе лотоса.
Завыла черная собака; вздрогнул джинджи.
- Не смотри на нее.
Но хан смотрел, зачарованный.
Потускнели для него бриллианты;
грубой медью казалось золото,
ничтожными все сокровища мира.
Не слышал Гирей ее голоса, но все в душе у него пело,
пело песнь нежную, как аромат цветущего винограда.
- Скорей возьми у ног её ветку, - бросилсяv
к нему джинджи, - и все богатства мира в твоих руках.
Поднялась с ложа царевна.
- Арслан-Гирей не омрачит своей памяти,
похитив у девушки ее чары. Он был храбр,
чтобы прийти и, придя, он полюбил меня.
И он останется со мной.
Потянулись уста царевны навстречу хану,
заколебался воздух. Полетели золотые искры,
вынесли джинджи из недр Керченской горы
и перебросили его на солгатский базар.
Окружили его люди.
- Слышал? Пропал наш хан, - говорили они
ему. - Жаль Арслан-Гирея.
Но джинджи тихо покачал головой.
- Не жалейте Гирея. Он нашел больше, чем искал.
Пояснения к легенде.
Династия Гираев утвердилась в первой половине XV века,
по выделении Крымского юрта в особое ханство.
Арслан-Гирей (Арслан-лев) правил ханством всего около
двух лет (ок. 1744 г.).
Рукопись мурзы Мурата Арганского говорит о нем:
"Зная, что кто лишит жизни одного человека, все равно
как бы лишил ее всех, воздерживался насколько
мог уничтожать тварь Божью". В Бахчисарае,
на ханском кладбище, имеется памятник со следующей надписью:
"Он (Бог) всегда жив и вечен. Мудрый Асаф,
он был в делах военных лихой наездник,
на поле брани геройством превосходил весь род Чингисов.
Сам Марс жаждал острия меча его, упитанного кровью.
Возможно ли сравнить мужество его с храбростью Неримана.
Грозный вид его убивал современных ему тигров, раньше,
чем он величественно, как воин, вступал на поле брани.
Но, покорствуя священному гласу - вернись, он скончался.
Пусть мир облечется в траур и раздерет ворот своего кафтана.
Хифзи прекрасным, алмазным полустишьем изобразил его хронограмму:
"Рай - воздаяние Арслан-Гирей хану". (1767 г.).
Джинджи - духовидец, волшебник. "Учь толак бош олсун",
то есть "да оскудеют все три моих печени",
в смысле - "да лишусь возможности жен и детей".
Сказать вслух это великое заклятие у крымских
татар - достаточный повод для развода.
Недавно в Отузах был когда-то такой случай.
Дядя одного татарина заехал к племяннику
и не застал дома его жены. Она была у своей матери,
с которой дядя был в ссоре. Племянник сказал,
что пошлет за женой. Дядя улыбнулся и выразил сомнение,
чтобы она приехала, так как мать едва ли отпустит,
узнав, что в гостях дядя. Так и случилось.
Молодая женщина не вернулась домой даже тогда,
когда того потребовал от нее лично муж.
И вот, вскипев, молодой человек произнес
громко приведенное заклятие.
Молодая женщина сочла себя обесчещенной
и потребовала немедленного развода.
Когда затем, через некоторое время, молодые люди,
любившие друг друга, одумались,
они решили опять пожениться.
Но для этого потребовалось совершить весьма
сложную процедуру, а именно, женщина должна
была выйти на одну ночь замуж за договоренного
для того какого-то бедняка и затем,
получив развод путем произнесения того же заклятия,
вышла замуж за первого мужа.
Легенда о гибели Гирея связана с теми сведениями
о катакомбных богатствах Керчи,
которые, несомненно, давно были известны населению Крыма.
Печатается по изданию: «Легенды Крыма», Н. Маркс. Выпуск второй. М., 1915.
|