Кизилташский мужской монастырь во имя святого Стефана Сурожского
был основан в 1856 году по ходатайству Крымского архиепископа
Иннокентия в живописной межгорной котловине в 4 км от селения
Отузы (ныне Щебетовка), в 15 км от Судака и в 30 км от Феодосии.
Путешественники еще в прошлом веке за красоту прозвали эту местность
"Крымской Швейцарией". Сведения о ней мы даже находим в энциклопедическом
словаре Брокгауза и Ефрона (С.-Петербург, 1895г.). Впервые
наиболее полно Кизилташский монастырь был описан в 1887 году
архиепископом Таврическим и Симферопольским Гермогеном в книге
"Таврическая епархия". По преданию на месте монастыря находилась
летняя резиденция Сурожского епископа св. Стефана (VIII в.).
Неподалеку находились развалины древней христианской церкви
Иоанна Предтечи. Монахи видели там большой камень с изображением
креста на одной из сторон. Считают, что это престол храма.
Была найдена и часть мраморной колонны с рельефным изображением
лика одного из апостолов.
Кизилташский монастырь имел две церкви. Первая церков -
каменная с колокольней, во имя Успения Божьей Матери -
была построена в 1885 году. На вершинах окрестных гор
урочища Кизилташ (с тюрского, "Красный камень") были воздвигнуты
четыре громадных, хорошо видных издалека, крестам -
ориентиры для впервые посещающих обитель паломников.
Достопримечательностью монастыря служил целебный источник
в одной из пещер, которую считали священной. По преданию,
один отузский пастух нашел здесь плававшую в источнике
икону Божьей Матери, которая была передана Феодосийскому
протоиерею Иосифу. Через некоторое время икона в серебрянной
позолоченной ризе возвратилась в Кизилташскую киновию
и хранилась в церкви Успения Божьей Матери.
Первым игуменом монастыря был иеромонах Балаклавского
Георгиевского монастыря Арсений, переведенный в Кизилташскую
киновию в 1856 году. При нем начались работы по благоустройству
и строительству различных монастырских служб. В то время
монахов было всего 11 человек, жили они в землянках.
Был только один домик для священника и первая церковь
во имя Стефана Сурожского, плетенная из прутьев и обмазанная
глиной. Приемником Арсения был также иеромонах Балаклавского
Георгиевского монастыря игумен Парфений. Он успешно продолжил
с 1859 года начатое отцом Арсением строительство и другие
хозяйственные работы: построил два флигеля в братском
корпусе, гостиницу, мельницу, укрепил склоны гор, разбил
фруктовый сад, виноградник. Занималась монастырская братия
и хлебопашеством, разводили скот. На 1910 год в обители
было 50 монахов. В Феодисии находилось монастырское подворье.
Печальная участь постигла игумена Парфения. В 1866 году он
был убит в лесу таракташскими татарами и сожжен вместе с
лошадью. На том месте был воздвигнут памятник из белого
мрамора, увенчанный деревянным крестом с надписью: "Игумен
Парфений, убит 22 августа 1866 года".
Кизилташскую обитель, Священную пещеру, в которую ниспадает
сверху целебный источник и где находилась мраморная плита с
изображением Стефана Сурожского, посещали многочисленные паломники.
Недалеко от этой пещеры находилась еще одна, связанная с именем
известного крымского разбойника - джигита Алима. По преданию,
он находил себе пристанище в пещере Разбойничьей (Н. Маркс, сборник
"Легенды Крыма").
В 1906 году Кизилташ посетила царская семья, и государыня Александра
Федоровна лечила ноги водами северного источника. Любили эти
живописные места художники И.К. Айвазовский, К.Ф. Богаевский.
Был тут князь Л.С. Голицын. Писали об этих местах историки
и краеведы Е. Маркрв, Н. Маркс, Качиони.
В 1920 году по распоряжению крымских властей в кизилташском
монастыре была размещена детская трудовая колония имени
Калинина, а через три года после упразднения монастыря сюда
вселилась сельскохозяйственная артель из Отуз. В церквах монастыря
были устроены общежитие и клуб. В 30-е годы в Кизилташе размещался
дом отдыха Московского военного округа.
В начальный период Великой Отечественной войны (до ноября 1941 года)
на территории монастыря была заложена продовольственная база
феодосийского партизанского отряда. После окончания войны,
с 50-х годов, в урочище Кизилташ был размещен военно-промышленный
комплекс - арсенал ядерных боеголовок Черноморского флота СССР.
Летом 1992 года ядерные боеприпасы были вывезены из Кизилташа.
В настоящее время там базируется воинская часть министерства
обороны Украины.
Постепенно земли монастыря возвращаются православной церкви.
В апреле 1997 года решением Синода Украинской православной церкви
был назначен наместник Кизилташского монастыря отец Никон Демьянюк,
который служит также настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы
в Судаке. В 1995 году в здании дома офицеров Кизилташа было впервые
совершено Пасхальное богослужение. Ведуться работы по восстозданию
Кизилташского храма для местных жителей и военнослужащих. Под
возрождение монастыря местной властью выделено 8.5 гектара земли.
Ранее монастырь располагался на семи террасах, разбитых на склоне
горы. В настоящее время первые две террасы уже переданы монастырю.
Построен храм во имя Печерских святых и братский корпус для насельников
монастыря. На вершинах, окружающих Кизилташ, поставлены два креста.
28 декабря 2000 года, в день Всех Крымских Святых, Кизилташ посетил
Митрополит Крымской епархии Владыка Лазарь. В Божественной литургии
приняли участие священники феодосийского благочиния и других
благочиний епархии. Владыка Лазарь освятил целебную воду святого
источника, в котором много лет тому назад была явлена икона Божьей
Матери, помолился у креста убиенного игумена Парфения. Синодальная
комиссия Русской Православной Церкви по канонизации новомученников
приняла решение о причислении к лику свялых игумена Парфения.
Канонизация состоялась на поместном соборе Русской Православной Церкви
в 2000 году.
Память св. Парфения чтут 17 сентября.
В монастыре находятся святыни: частицы мощей более ста святых и
роспись изображения Печерских святых, икона св. Стефана Сурожского
с частицами мощей, старинные боевые хоругви с изображением Богородицы
и Спасителя, с которыми сражались русские воины за веру и Отечество.
На месте, где находился древний храм Стефана Сурожского, сохранился
колодец со святым источником.
Стоит особо подчеркнуть значение Кизилташа. Это святое место Православия,
уникальный историко-природный комплекс. Кизилташ должен быть открыт
полностью, а не "частично" для посещения верующими, всеми, кто дорожит
историей своей Родины, и вообще всеми желающими.
|