Земля  КРЫМ
Там русский дух...
там Русью пахнет!

И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.
A.C.Пушкин
Карта сайта
ПАМЯТНИКИ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ КРЫМА
Православные святыни Крыма
Пещерные города и монастыри Крыма
ВИНОДЕЛИЕ КРЫМА
ИНКЕРМАН
Коктебель
Массандра
Новый Свет
Солнечная Долина
ЛЕГЕНДЫ И МИФЫ КРЫМА
Часть 1
Часть 2
Часть 3
Кохтебельские легенды
Кадык-койские легенды
Татарские поверья
Отузские легенды
Ялы-богазские легенды
Туклукские предания
Козские легенды
Судакские легенды
Кизильташские предания
Старо-Крымские легенды
Джанкойские легенды
Карадагские легенды
Керченские легенды
Феодосийские легенды
Таракташские легенды
Алуштинские легеннды
оглавление >>  
 
Санкт-Петербургский пансионат
ИМЕНИЕ
ГРАФА УСТИНОВА
Элитный отдых в Крыму
в гостях у его сиятельства
Имение графа Устинова

Дачный отдых в крымском имении
Непринуждённый и романтический отдых
Описание номеров
Стоимость размещениия
 
    Земля КРЫМ >>  Легенды и мифы Крыма >>  Часть 2 >>  КЕМАЛ-БАБАЙ - ДЕДУШКА КЕМАЛ ( Карадагская легенда )
Легенды и мифы Крыма
КЕМАЛ-БАБАЙ - ДЕДУШКА КЕМАЛ ( Карадагская легенда )

Краткое содержание легенды.

В легенде рассказана история
жизни и смерти Кемал-бабая.
Кемал-бабай жил в Крыму,
в деревушке Коктебель,
расположенной у подножья
Карадага.
Кемал-бабай похоронен на
одной из вершин Карадага.
Его могила считается святой,
а сам он азазом - святым
человеком.
Со всех сторон Крыма привозят
на его могилу больных.
Говорят, всем помогает,
кто приходит с чистой
душой.




Полный текст легенды.

Не искал почёта, не искал золота; искал правду.
Когда увидел — ушла правда, тогда умер Кемал-бабай.

Сколько лет было Кемал-бабаю, не знали.
Думали — сто, может быть, двести.

Он жил так долго, что вся деревня стала роднёй;
он жил так много, что дряхлое ухо не различало
шума жизни, а глаз перестал следить за её суетой.

Иногда о нём забывали, и только, когда весеннее
солнце заливало золотом лучей вершины Кара-дага,
вспоминали, что он жив.

— Опять идёт на гору.

Кемал-бабай шёл, чтобы омыть лицо весенней струёй из родника.

Навстречу неслись гимны аромата цветов; легкий бриз играл,
лаская землю; радость бытия наполняла существо.

Кемал-бабай прислушивался к доходящим ощущениям
и в них искал себя.

Старый, дряхлый Кемал-бабай, ноги которого еле
двигаются и руки с трудом поднимаются для молитвы,
ты ли тот самый Кемал, который в бурную ночь плыл
между скал к кораблю, чтобы предупредить об опасности.
Смелый Кемал, не боявшийся самым сильным и богатым
говорить в лицо слово правды; Кемал, которого
изгнали из девяти стран ибо, кто говорит правду,
того изгоняют из девяти государств,
как потом стал говорить народ.

Катилась жизнь твоя, Кемал, как бурная река,
пока не нашёл приюта в бедной деревушке.

Кто знает коран лучше муллы,
кто понимает арабскую книгу,
кто побывал в Мекке и Стамбуле — тот мудрый человек.
А мудрого человека не тронут в деревне.

И вот долго живет Кемал под Кара-дагом,
много весен прошло; и каждую весну идёт на гору,
к ручью, где делает на дереве зарубку.

Потом сочтёт — сколько лет ждал правду на земле.
Потому что всё ждёт её чистый духом человек.

Так думал Кемал-бабай, спускаясь в долину,
когда вечерня синева бежала по склонам вслед
за уходящим светом дня.

Так шли годы, много уже зарубок на дубе, до ветвей дошли.

И вот пришло время зноя, какого не знали раньше.
Солнце выжгло траву, иссушило лист; вымерли ручьи;
воздух жег дыхание.

Молились в мечети; спрашивали Кемал-бабая:

— Что будет?

— Покажется месяц, пойдет дождь, землю зальёт. Горе будет.

Ждали люди. Сверкнул серебристый серп на безоблачном
небе, — не похоже было на дождь.

— Плохой пророк Кемал-бабай.

Но за ночь набежавшие тучи потушили огни звезд,
блеснула разгневанная молния, загрохотал перекатом
по горам гром; понеслись по земле странные голоса,
и диким рёвом загудел ливень. Не было еще такого.

— Правду сказал Кемал-бабай!

Испугались люди. — Горе будет, сказал.

И настал ужас.

Хлынул на деревню бешеный поток с гор и унёс в море всех,
кто не успел бежать. Обезумел богатый Веми.
Клялся всё вернуть, что отнял у соседа, — и дом и сад,
если найдётся дочь. Старый Муслядин умолял
помочь ему, — все долги простить. И было чистое сердце у них.
И вспоминали имя Аллаха, даже кто никогда не
произносил его. Ибо было горе кругом, и не надеялись на себя.

Молились в мечети; ждали, что скажет Кемал-бабай.

Как в арабской книге читал Кемал-бабай в их сердцах;
знал, что думали и, казалось ему, что стала близка правда.

Вышел на крыльцо, посмотрел туда, где завернулся
в облако Кара-даг. Чудился ему свет зелёный, как чалма Пророка.

Смотрели люди — не видели.

Прислушался Кемал-бабай. Сверху, с неба ли,
с гор, — неслись радостные голоса.

Слушали люди — не слышали.

А через день там, куда смотрел Кемал-бабай,
засверкал солнечный луч.

Прошла беда, пришли в себя люди.

Многих не стало. Взяли себе соседи их землю и благодарили
Аллаха, что не их постигла гибель.

Почувствовал Кемал-бабай, что убегает правда
и начал корить людей.

Больше всех обидел бедных коктебельский мурзак,
больше всех корил его; запретил деревенским ходить к нему.

А когда некоторые пошли тайком, — отвернулся от них в мечети.

— Кто с вороном пирует, у того не бывает чистого клюва!

Растерялся мурзак, не знал, что делать. Достал из сундука
кисет с червонцами и понёс ночью к Кемал-бабаю.

— Не срами только.

Швырнул червонцы Кемал-бабай.

— Уходи!

Упал мурзак перед стариком на колени, стал просить.

— Скоро умрешь, на всю деревню сделаю поминки,
на могиле столб с чалмой поставлю; много денег
дам имамам; скажут имамы: — Кемал-бабай был святой,
Кемал-бабай — азиз. Все сделаю, похвали людям меня.

Понял Кемал-бабай слова мурзака, отвернулся от него.
Закипел гневом мурзак, как ужаленный бросился
на старика и начал бить его.

— Скажи, что сделаешь, как я хочу. Или убью тебя.

— Убей, — хрипел Кемал-бабай, переставая дышать.

Пришли на утро люди и увидели, что умирает Кемал-бабай.
Ничего не сказал, что случилось с ним.
Знал, что не нужно больше корить мурзака.
Знал, что ночью занемог мурзак и больше жить не будет.

Спросили люди: не надо ли чего и где схоронить его.

— Там, где упадет моя палка.

— Вероятно, бредит старик, — думали.

Но, собрав последние силы, поднялся Кемал-бабай,
перешагнул порог, бросил кверху свою палку,
зашатался и испустил дух.

А палка высоко взвилась к небу и полетела на Кара-Даг.

Побежали за ней люди и нашли её у ручья.

Там и схоронили святого.

И, схоронив, сосчитали, сколько было зарубок на дереве.

— Девяносто девять…

Решили, что было Кемал-бабаю сто лет и сделали сотую.

Настало хорошее время. Горы покрылись зеленой травой.
Быстро оправились тощие стада. Не возвращались
на ночлег домой, ночевали в горах, и по ночам чабаны
видели зеленый свет на могиле Кемал-бабая.
Посылал мулла проверить, — сказали, что правда.

— Уже не в самом ли деле азиз Кемал-бабай?

Ждали чудес.

И случились чудеса.

Из Отуз, Коз и Капсихора привозили больных. Многим помогало.

Тогда имамы объявили Кемал-бабая азизом.

И немощные стали приходить со всех сторон Крыма.

Приходят и теперь. Привозят больных из Алушты и Ускюта,
из Акмечети и Бахчисарая.
Говорят, всем помогает, кто приходит с чистой душой.

Всю жизнь искал правды Кемал-бабай; кто придет к нему с правдой,
тому поможет он.

Потому что Кемал-бабай — азиз, святой.




Пояснения к легенде.

Кохтебель, быстро растущий курорт,
на пути из Феодосии в Отузы, лет сорок
назад представлял из себя болгаро-татарскую деревушку,
а до переселения сюда болгар, находился в руках татар.
Последних в настоящее время осталось всего несколько
семейств и они уже не в силах поддержать
разрушающуюся мечеть. Кохтебель лежит
у подножия Карадага, на одной из вершин которого
указываютъ святую могилу. Об этой могиле упоминает
академик Паллас в путешествии по Крыму 1793–94 годах.
Он говорит и о поклонении этой могиле со стороны татар.
И в наши дни привозят сюда больных,
даже из дальних деревень в надежде на исцеление
у могилы праведного человека азиса.
Признание азисом совершается обыкновенно после того,
как несколько почтенных лиц удостоверят,
что видели на могиле зеленоватый свет,
и что чудеса исцеления имели место в действительности.
Мурза — сокращенное и несколько видоизмененное
арабско-персидское эмир-задэ, эмирович.
Популярный титул мирзадэ пережил все другие
почетные приставки к именам татар,
знатного происхождения и дошел до нашего времени,
как мурза или мурзак.
По переходе в русское подданство мурзаки
были признаны потомственными дворянами.
Еще в 70-х годах в Кохтебеле жили
местные помещики — мурзаки.
Имам — священник.
Легенда о Кемал-бабае хорошо известна
всем окрестным татарам.


Печатается по изданию: «Легенды Крыма», Н. Маркс. Выпуск второй. М., 1915.



ЛЕГЕНДЫ И МИФЫ КРЫМА
Часть 1

Часть 2



Часть 3

Кохтебельские легенды

Кадык-койские легенды

Татарские поверья

Отузские легенды

Ялы-богазские легенды

Туклукские предания

Козские легенды

Судакские легенды

Кизильташские предания

Старо-Крымские легенды

Джанкойские легенды

Карадагские легенды

Керченские легенды

Феодосийские легенды

Таракташские легенды

Алуштинские легеннды

Земля КРЫМ
ЩЕЛКИНО

КЕРЧЬ

ГЕРОЕВСКОЕ

ПРИМОРСКИЙ

ФЕОДОСИЯ

ОРДЖОНИКИДЗЕ

КОКТЕБЕЛЬ

КУРОРТНОЕ

ЩЕБЕТОВКА

СОЛНЕЧНАЯ ДОЛИНА

СУДАК

НОВЫЙ СВЕТ

МОРСКОЕ

ВОРОН

АЛУШТА

ПАРТЕНИТ

ГУРЗУФ

ОТРАДНОЕ

МАССАНДРА

ЯЛТА

ЛИВАДИЯ

ОРЕАНДА

КУРПАТЫ

ГАСПРА

КАРЕИЗ

АЛУПКА

СИМЕИЗ

КАЦИВЕЛИ

ПОНИЗОВКА

БЕРЕГОВОЕ

САНАТОРНОЕ

ФОРОС

СЕВАСТОПОЛЬ

КАЧА

НИКОЛАЕВКА

НОВОФЕДОРОВКА

САКИ

ЕВПАТОРИЯ

ЗАОЗЕРНОЕ

МИРНЫЙ

ЧЕРНОМОРСКОЕ

КРАСНОПЕРЕКОПСК

--------------------------------
ДЖАНКОЙ

СИМФЕРОПОЛЬ

БАХЧИСАРАЙ

СТАРЫЙ КРЫМ

ОКТЯБРЬСКОЕ

ПЕРВОМАЙСКОЕ

НОВОСЕЛОВСКОЕ

БЕЛОГОРСК

ЛЕНИНО

БАГЕРОВО

ГРУШЕВКА

КУРСКОЕ

ЗЕМЛЯНИЧНОЕ

ДАЧНОЕ

ВЕСЁЛОЕ

--------------------------------
ADVERTISING / РЕКЛАМА


Rambler's Top100