Земля  КРЫМ
Там русский дух...
там Русью пахнет!

И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.
A.C.Пушкин
Карта сайта
ПАМЯТНИКИ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ КРЫМА
Православные святыни Крыма
Пещерные города и монастыри Крыма
ВИНОДЕЛИЕ КРЫМА
ИНКЕРМАН
Коктебель
Массандра
Новый Свет
Солнечная Долина
ЛЕГЕНДЫ И МИФЫ КРЫМА
Часть 1
Часть 2
Часть 3
Кохтебельские легенды
Кадык-койские легенды
Татарские поверья
Отузские легенды
Ялы-богазские легенды
Туклукские предания
Козские легенды
Судакские легенды
Кизильташские предания
Старо-Крымские легенды
Джанкойские легенды
Карадагские легенды
Керченские легенды
Феодосийские легенды
Таракташские легенды
Алуштинские легеннды
оглавление >>  
 
Санкт-Петербургский пансионат
ИМЕНИЕ
ГРАФА УСТИНОВА
Элитный отдых в Крыму
в гостях у его сиятельства
Имение графа Устинова

Дачный отдых в крымском имении
Непринуждённый и романтический отдых
Описание номеров
Стоимость размещениия
 
    Земля КРЫМ >>  Легенды и мифы Крыма >>  Часть 1 >>  ПИСЬМО МАГОМЕТУ ( Козская легенда )
Легенды и мифы Крыма
ПИСЬМО МАГОМЕТУ ( Козская легенда )

Краткое содержание легенды.

Легенда рассказывает о том,
как татарские женщины, жительницы
Козской и Отузской долин Крыма,
написали письмо Пророку и пожаловались
в этом письме на несправедливость многоженства.
Мужчины, узнав об этом, долго смеялись над этим поступком женщин.
Мужчины смеялись, а время шло и,
смеясь, не заметили, как не стало ни у кого двух жен,
ни в Козах, ни в Отузах, ни в Таракташе.




Полный текст легенды.

Татары говорят: мир людей — точильное колесо,
оно выгодно тому, кто умеет им править.

Фатимэ, жена Аблегани, варила под развесистой орешиной,
сладкий бетмес из виноградных выжимок и думала горькую думу.

Три года не прошло, как праздновали ее той-дугун.

Первая красавица деревни, как персик, который начинает поспевать,
она выходила замуж за первого богача в долине.
Свадебный мугудек, обвитый дорогими тканями и шитыми золотом юзбезами,
окружало более ста всадников.
Горские скакуны, в шелковых лентах и цветных платках,
обгоняли в джигитовке один другого.
Думбало било целую неделю и чалгиджи не жалели своей груди.

Завидовали все Фатимэ, завидовала в особенности одна
с черными глазами и сглазила ее.
Как только вышла Фатимэ замуж, так и пришла болезнь.

Звали хорошего экима лечить, звали муллу читать — не помогло.
Возили на святую гору в Кара-даг, давали порошки
от камня с могилы — хуже стало.

Высохла Фатимэ, стала похожа на сухую тарань.

Перестал любить ее Аблегани; сердится, что больная у него жена;
говорит, как сдавит вино в тарапане, возьмет в дом другую жену.

— Отчего так, думала Фатимэ. — Отчего у греков, когда есть одна жена,
нельзя взять другую; у татар — можно?
Отчего у одних людей — один закон, у других — другой?

Плакала Фатимэ. Скоро привезут из сада последний виноград,
скоро придет в дом другая с черными глазами.
Ее ласкать будет Аблегани; она будет хозяйкой в доме;
обидит, насмеется над бедной больной Фатимэ, в чулан ее прогонит.

— Нет, — решила Фатимэ, — не будет того,
лучше жить не буду, лучше в колодец брошусь.

Решила и ночью убежала к колодцу, чтобы утопиться.

Нагнулась над водой и видит Азраила; погрозил ей Азраил пальцем,
взмахнул крылами, как нежный голос коснулся ее сердца, и унесся к небу, на юг.

Схватились старухи, что нет дома Фатимэ, бросились искать ее
и нашли на земле у колодца; а в руках у нее было перо от крыла, белее лебединого.

Умирала Фатимэ, но успела сказать, что случилось с нею.

Собрались козские женщины, всю ночь говорили, спорили,
ссорились, жалели Фатимэ, думали, что и с ними может то же случиться.
И вот нашлась одна, дочь эфенди, которая знала письмо — ученой была.

— Скажи, — спрашивали ее, — где написано, чтобы когда жена больной,
старой станет, муж брал новую в дом. Где написано?

— Захотели — написали, — отвечала дочь эфенди. — Мало ли чего можно написать.

— Вот ты знаешь письмо, напиши так,
чтобы муж другую жену не брал, когда в доме есть одна.

— Кому написать? — возражала Зейнеп. — Падишаху?
Посмеется только. У самого тысяча жен, даже больше.

Задумались женщины. Но нашлась, которая догадалась.

— Кто оставил Фатимэ перо? Ангел. Значит — пиши Пророку.
Хорошо только пиши. Все будут согласны. Кто захочет,
чтобы муж взял молодую хары, когда сама старой станешь? Пиши. Все руку дадим.

— А пошлем как?

— С птицей пошлем. Птица к небу летит. Письмо отнесет.

— Отцу нужно сказать. — говорит Зейнеп.

— Дура, Зейнеп. Отцу скажешь — все дело испортишь.
Другое письмо напишет, напротив напишет.

Уговаривали женщины Зейнеп, обещали самую лучшую мараму подарить
и уговорили.

Села на корточки Зейнеп, положила на колени бумагу и стала писать
белым пером ангела письмо Магомету.

Долго писала, хорошо писала, все написала. Замолчали женщины,
пока перо скрипело, только вздыхали по временам.

А когда кончили — перо улетело к небу догонять ангела.

Завязала Зейнеп бумагу золотой ниткой, привязала
к хвосту белой сороки, которую поймали днем мальчишки,
и пустила на волю.

Улетела птица. Стали ждать татарки, что будет.
Друг другу обещали не говорить мужьям, что сделали, чтобы не засмеяли их.

Но одна не выдержала и рассказала мужу.

Смеялся муж; узнали другие, потешались над бабьей глупостью,
дразнили женщин сорочьим хвостом. А старый козский мулла стал
с тех пор плевать на женщин.

Стыдились женщины, — увидели, что глупость сделали;
старались не вспоминать о письме.

Но мужья не забывали и, когда сердились на жен, кричали:
«Пиши письмо на хвосте сороки».

Выросла молодежь и тоже, за отцами, стыдила женщин.
Смеялись и внуки и, смеясь, не заметили, как не стало ни у кого двух жен,
ни в Козах, ни в Отузах, ни в Таракташе.

Может быть, баранина дорогой стала;
может быть, самим мужчинам стыдно стало,
может быть, ответ Пророка на письмо пришел.

Не знаю.




Пояснения к легенде.

Легенду эту сообщил Козский учитель Мамет-эфенди.
П.И. Сумароков полагал, что д. Козы есть деревня Козия,
может быть Гозия или Готия.
П. Коппен хотел видеть в этом случае половецкое имя,
дошедшее до нас в "Слове о полку Игореве".
Кёз - означает впадину, лощину между двумя горами.
Это одна из горных деревень, где сохранился во всей неприкосновенности
древний уклад жизни, между прочим и свадебный той-дугун.
Богатая свадьба - целое событие для жителей долины.
Свадебный пир продолжается неделю и больше.
Невесту везут на крытой коврами и разукрашенной мажаре (повозке) - могудеке,
в сопровождении конных джигитови всего населения деревни, при чем
джигиты получают подарки, шитые золотом и шелками платкии полотенца - юзбезы.
При свадебном кортеже идут музыканты - чалгиджи.
Тарапан, составленный из каменных плит ящик,в котором татары давят ногами вино.
Тарань (Cyprinus Vimba) - рыба из породы карповых, популярное блюдо на юге.
Лечение порошком от мрамора, взятого с христианской могилы,
применяется при лихорадках, горячке и др. истощающих болезнях.
На Карадаге был, по приданию, похоронен святой человек, Кемал-бабай.
Татары рассказывают, что за несколько дней до смерти азиза,
он сказал, чтобы его похоронили там, где упадет его палка.
Брошенная им затем палка полетела на гору, упала у ручья,
где и был похоронен азиз и куда теперь стекаются больные
из разных местностей Крыма в надежде на исцеление.
Многоженство допускается религией Магомета,
у которого была двадцать одна жена.
Однако в ст.3-м главы 4-ой Корана сказано:
если боитесь быть несправедливыми, не женитесь более,
как на трех или четырех женщинах;
если все-таки убоитесь этого, то берите одну жену или невольницу.
Ныне у крымских татар многоженство встречается лишь как исключение.
Азраил - ангел смерти, один из двух,
особенно чтимых из безчисленного сонма ангелов.
По доверию Аллаха он исторгает душу из человеческого тела.


Печатается по изданию: «Легенды Крыма», Н. Маркс. Выпуск первый. М., 1913.



ЛЕГЕНДЫ И МИФЫ КРЫМА
Часть 1



Часть 2

Часть 3

Кохтебельские легенды

Кадык-койские легенды

Татарские поверья

Отузские легенды

Ялы-богазские легенды

Туклукские предания

Козские легенды

Судакские легенды

Кизильташские предания

Старо-Крымские легенды

Джанкойские легенды

Карадагские легенды

Керченские легенды

Феодосийские легенды

Таракташские легенды

Алуштинские легеннды

Земля КРЫМ
ЩЕЛКИНО

КЕРЧЬ

ГЕРОЕВСКОЕ

ПРИМОРСКИЙ

ФЕОДОСИЯ

ОРДЖОНИКИДЗЕ

КОКТЕБЕЛЬ

КУРОРТНОЕ

ЩЕБЕТОВКА

СОЛНЕЧНАЯ ДОЛИНА

СУДАК

НОВЫЙ СВЕТ

МОРСКОЕ

ВОРОН

АЛУШТА

ПАРТЕНИТ

ГУРЗУФ

ОТРАДНОЕ

МАССАНДРА

ЯЛТА

ЛИВАДИЯ

ОРЕАНДА

КУРПАТЫ

ГАСПРА

КАРЕИЗ

АЛУПКА

СИМЕИЗ

КАЦИВЕЛИ

ПОНИЗОВКА

БЕРЕГОВОЕ

САНАТОРНОЕ

ФОРОС

СЕВАСТОПОЛЬ

КАЧА

НИКОЛАЕВКА

НОВОФЕДОРОВКА

САКИ

ЕВПАТОРИЯ

ЗАОЗЕРНОЕ

МИРНЫЙ

ЧЕРНОМОРСКОЕ

КРАСНОПЕРЕКОПСК

--------------------------------
ДЖАНКОЙ

СИМФЕРОПОЛЬ

БАХЧИСАРАЙ

СТАРЫЙ КРЫМ

ОКТЯБРЬСКОЕ

ПЕРВОМАЙСКОЕ

НОВОСЕЛОВСКОЕ

БЕЛОГОРСК

ЛЕНИНО

БАГЕРОВО

ГРУШЕВКА

КУРСКОЕ

ЗЕМЛЯНИЧНОЕ

ДАЧНОЕ

ВЕСЁЛОЕ

--------------------------------
ADVERTISING / РЕКЛАМА
солнечные очки Baby Banz для детей, защитой от ультрафиолетового уф излучения для детей от 0 до.
Li-pol
суши в химках



Rambler's Top100